Что такое хула и каковы её пределы
Хула́ — резкое осуждение, порочащие слова. В Исламе запрещено говорить о человеке такое, что ему не понравилось бы, если бы дошло до него, независимо от того, говоришь ли ты о его физических недостатках или касаешься его происхождения, характера, поступков, слов, религиозных и мирских дел, или его одежды, или дома, или любого средства передвижения. Такое действие называется хула.
Всеобъемлющее определение хулы было дано Посланником Аллаха (мир ему и благословение), который сказал: «Хула есть такое упоминание тобой о твоём брате, которое не понравилось бы ему» (имам Муслим).
Таким образом, запретно говорить то, что послужило бы другому указанием на недостаток твоего брата, и говорить о нём так, что это не понравилось бы ему. Вот почему намёк в подобных случаях подобен открытому заявлению, а слово – делу. Следовательно, такие способы как указание, намёк, знак, сделанный глазами, злословие о другом человеке в его присутствии или за его спиной, надпись, движение и всё прочее, благодаря чему желаемое становится понятным, также подходят под определение хулы и являются запретными. К этой же категории относятся и действия того, кто внимательно прислушивается к словам хулы, удивляясь им, так как получается, что он выражает своё удивление только для того, чтобы человек, который злословит о другом, делал это ещё более активно, и побуждает его произносить новые слова хулы, говоря: «Удивительно! А я и не знал, что он таков, и был о нём другого мнения!»Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хулитель и тот, кто слушает его – соучастники греха».
От Маймуна передаётся, что во сне перед ним поставили труп чернокожего человека и повелели ему есть мясо этого трупа. Он спросил о причине этого, и ему ответили: «Это из-за того, что ты возводил хулу на раба такого-то человека». Маймун воскликнул: «Я ничего о нём не говорил». И тогда ему сказали: «Поистине, ты слышал, как на него возводят хулу, и ты ничего не отрицал». После этого сна Маймун никогда ни о ком не отзывался плохо, и никому не разрешал возводить хулу на другого в своем присутствии. Из этого следует, что человеку, находящемуся в обществе других людей, необходимо стараться воспрепятствовать совершению всего неодобряемого и защищать тех братьев своих, на которых возводится хула. Поскольку и Пророк (мир ему и благословение) побуждал людей к этому, ибо известно, что Он сказал: «В День воскресения Аллах защитит от огня лицо того, кто станет защищать честь своего брата» (имам ат-Тирмизи).
Да упасёт нас Аллах от подобного бедствия, ведь всё это представляет собой выражение согласия с тем, кто хулит другого человека, а согласие с хулой также является хулой. Более того, не выразив злословящему своего порица¬ния словами или хотя бы сердцем, когда человек боится говорить, промолчавший становится соучастником злословящего, ибо, если тот, кто боится говорить, не выражает своего порицания хотя бы сердцем, он становится соучастником злословящего.
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В День воскресения Аллах отведёт пламя (Ада) от лица того, кто защитит честь своего брата в Исламе» (имам Ахмад).
Источник: islamdag.ru